На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.
Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.
Observātor
Об одном издании Музея эстонской архитектуры
Архитектор таллинского модерна. Жак Розенбаум (1878‒1944)
Hallas-Murula, K. Tallinna Juugendarhitektuur. Jacques Rosenbaum (1878‒1944). Tallinn: Eesti Arhitektuurimuuseum, 2010.
ISBN 978-9985-9828-7-7. — 128 с. : ил. : 60×90 в 1/16, тв. пер. № 7, суперобложка
Монография историка архитектуры доктора Карин Халлас-Мурула, посвященная творчеству эстонского архитектора Жака Розенбаума, — издание замечательное в своем роде, образец новой, универсальной по своему читательскому адресу архитектурной книги.
Написанная специалистом на основании многочисленных архивных источников и подготовленная ведущим по своему профилю столичным научным учреждением — Музеем эстонской архитектуры, она вводит в оборот оригинальный изобразительный и фактический материал и, несомненно, представляет собой чисто научную, прагматическую ценность. Но, вместе с тем, ясная структура, лаконичный, простой язык (насколько о том можно судить по обширному синопсису на английском языке), отсутствие излишней деталировки и пространных рассуждений делают книгу привлекательной и доступной для гораздо более широкой аудитории. Иными словами, эта вполне научная по своей методологии и техническому оформлению работа одновременно преследует задачу популяризации национального архитектурного наследия.
То же можно сказать и о внешней стороне издания. Небольшая по объему (всего 128 страниц в восьмую долю), она хорошо отпечатана на добротной книжной бумаге, изящно переплетена и вовсе не кажется слишком уж маленькой. Живая «журнальная» верстка, очевидно, также более привычная для читателя-неспециалиста, выполнена сдержанно и со вкусом. (Если и можно посетовать на утрату у научной книги прежней академичной лапидарности, то следует признать, что российским издателям в этом смысле часто недостает элементарного такта и чувства меры.)
Жак Розенбаум (1878–1944), эстонский архитектор немецко-еврейского происхождения, много и успешно работал в Таллине и его ближайших пригородах на протяжении всего пяти лет, с 1909-го по 1914 год. Однако архитектурное наследие Ж. Розенбаума, по мнению автора, все же позволяет считать его в масштабах Таллина видным мастером, в многоплановом творчестве которого отразились все эстетические тенденции своего времени — немецкий и рижский югендстиль, финский национальный романтизм, необарокко. Из числа тех построек, что были возведены по его проектам и дошли до наших дней, очевидный интерес представляют здания доходного дома Рейнгольда Рейхмана на улице Пикк, 23/25 (1908–1909) и банка акционерного общества «Гёппенер и Кº» на улице Харью, 9 (1908–1909), комплекс клиники для душевнобольных Зеевальда (1909–1910), собственный дом архитектора на Пиритском шоссе, 10–12 (1911–1913) и ряд других. К сожалению, многие интересные проекты мастера остались нереализованными в связи с началом Первой мировой войны.
Книга, несомненно, могла бы иметь свою аудиторию и в России. Она не только представляет интересный материал по истории архитектуры столь близкого нам города Таллина, но значительно расширяет наши представления о сложном взаимодействии и противоборстве множества оригинальных идей и влияний в зодчестве эпохи модерна. В частности, представляется любопытным материал о немецких источниках архитектурного явления рубежа XIX–XX веков, известного в России как «стиль английских коттеджей», «англо-саксонский стиль» или «стиль шале».
Карин Халлас-Мурула (род. в 1957) закончила Ленинградский институт живописи, ваяния и зодчества (Академию художеств) и Центральный европейский университет в Праге. Докторскую диссертацию защитила в московском Государственном институте искусствознания. Специалист по истории эстонской архитектуры XIX–ХХ веков, автор ряда научных публикаций. На протяжении многих лет возглавляла Музей эстонской архитектуры в Таллине, ныне — руководитель Таллинского дома искусств. Остается лишь сожалеть, что, несмотря на значительный интерес к архитектуре модерна, широкой российской публике ее работы пока практически неизвестны.
10.01.2012