На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Observātor

Об одном издании Музея эстонской архитектуры

Архитектор таллинского модерна. Жак Розенбаум (1878‒1944)

 

На суперобложке: Проект дома Рихарда Ранка на ул. Куласеппа, 18. 1909‒1910

Hallas-Murula, K. Tallinna Juugendarhitektuur. Jacques Rosenbaum (1878‒1944). Tallinn: Eesti Arhitektuurimuuseum, 2010.

ISBN 978-9985-9828-7-7. — 128 с. : ил. : 60×90 в 1/16, тв. пер. № 7, суперобложка

 Монография историка архитектуры доктора Карин Халлас-Мурула, посвященная творчеству эстонского архитектора Жака Розенбаума, — издание замечательное в своем роде, образец новой, универсальной по своему читательскому адресу архитектурной книги.

Написанная специалистом на основании многочисленных архивных источников и подготовленная ведущим по своему профилю столичным научным учреждением — Музеем эстонской архитектуры, она вводит в оборот оригинальный изобразительный и фактический материал и, несомненно, представляет собой чисто научную, прагматическую ценность. Но, вместе с тем, ясная структура, лаконичный, простой язык (насколько о том можно судить по обширному синопсису на английском языке), отсутствие излишней деталировки и пространных рассуждений делают книгу привлекательной и доступной для гораздо более широкой аудитории. Иными словами, эта вполне научная по своей методологии и техническому оформлению работа одновременно преследует задачу популяризации национального архитектурного наследия.

То же можно сказать и о внешней стороне издания. Небольшая по объему (всего 128 страниц в восьмую долю), она хорошо отпечатана на добротной книжной бумаге, изящно переплетена и вовсе не кажется слишком уж маленькой. Живая «журнальная» верстка, очевидно, также более привычная для читателя-неспециалиста, выполнена сдержанно и со вкусом. (Если и можно посетовать на утрату у научной книги прежней академичной лапидарности, то следует признать, что российским издателям в этом смысле часто недостает элементарного такта и чувства меры.)

Жак Розенбаум (1878–1944), эстонский архитектор немецко-еврейского происхождения, много и успешно работал в Таллине и его ближайших пригородах на протяжении всего пяти лет, с 1909-го по 1914 год. Однако архитектурное наследие Ж. Розенбаума, по мнению автора, все же позволяет считать его в масштабах Таллина видным мастером, в многоплановом творчестве которого отразились все эстетические тенденции своего времени — немецкий и рижский югендстиль, финский национальный романтизм, необарокко. Из числа тех построек, что были возведены по его проектам и дошли до наших дней, очевидный интерес представляют здания доходного дома Рейнгольда Рейхмана на улице Пикк, 23/25 (1908–1909) и банка акционерного общества «Гёппенер и Кº» на улице Харью, 9 (1908–1909), комплекс клиники для душевнобольных Зеевальда (1909–1910), собственный дом архитектора на Пиритском шоссе, 10–12 (1911–1913) и ряд других. К сожалению, многие интересные проекты мастера остались нереализованными в связи с началом Первой мировой войны.

Книга, несомненно, могла бы иметь свою аудиторию и в России. Она не только представляет интересный материал по истории архитектуры столь близкого нам города Таллина, но значительно расширяет наши представления о сложном взаимодействии и противоборстве множества оригинальных идей и влияний в зодчестве эпохи модерна. В частности, представляется любопытным материал о немецких источниках архитектурного явления рубежа XIX–XX веков, известного в России как «стиль английских коттеджей», «англо-саксонский стиль» или «стиль шале».

Карин Халлас-Мурула (род. в 1957) закончила Ленинградский институт живописи, ваяния и зодчества (Академию художеств) и Центральный европейский университет в Праге. Докторскую диссертацию защитила в московском Государственном институте искусствознания. Специалист по истории эстонской архитектуры XIX–ХХ веков, автор ряда научных публикаций. На протяжении многих лет возглавляла Музей эстонской архитектуры в Таллине, ныне — руководитель Таллинского дома искусств. Остается лишь сожалеть, что, несмотря на значительный интерес к архитектуре модерна, широкой российской публике ее работы пока практически неизвестны.

10.01.2012

 

Версия для печати