На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Книжный вестник

Новые данные о Николае Васильеве

От модерна к модернизму

 

Н. В. Васильев. Автопортрет

 

Н. В. Васильев. Конкурсный проект здания газеты «Чикаго трибьюн». 1922

 

Н. В. Васильев. Перспектива небоскреба в Нью-Йорке. Нач. 1930-х гг.

В издательстве «Коло» вышла в свет монография проф. В. Г. Лисовского и проф. Р. М. Гашо «Николай Васильев. От модерна к модернизму».

Петербургский зодчий Н. В. Васильев (1875–1958) занимает почетное место среди архитекторов-художников Серебряного века. Блестящее архитектурное и графическое дарование закрепило за ним репутацию самого талантливого мастера так называемого северного модерна — стилевого направления, во многом определившего своеобразие петербургской архитектурной школы начала XX столетия.

Монография о творчестве выдающегося архитектора и художника представляет исключительный интерес. В этой работе впервые с исчерпывающей глубиной отражены как петербургский период деятельности выдающегося представителя новых направлений русской архитектуры начала прошлого века, так и значительный отрезок жизни зодчего, связанный не только с Северной Америкой, но и с городами Европы.Если значение петербургского периода творчества Н. В. Васильева уже было убедительно раскрыто прежде в публикациях доктора искусствоведения В. Г. Лисовского, то второй, более продолжительный период жизни мастера до недавнего времени оставался совершенно неизвестным. Исследования последних лет американского профессора Ричарда Майкла Гашо впервые позволили составить представление о нескольких десятилетиях плодотворной работы Николая Васильева в США, где в результате эмиграции он провел три с половиной десятилетия.

Усилиями проф. Р. М. Гашо выявлен круг основных архитектурных и графических произведений Н. В. Васильева в дальнем Зарубежье. Поистине сенсационными находками следует считать обнаруженные им в различных западных собраниях графические композиции зодчего, которые представляют его как яркого и неповторимого художника.

Вскоре после Октябрьской революции Николай Васильев оказался в Крыму. Далее его путь пролегал через Константинополь и Белград в Нью-Йорк, куда архитектор прибыл в 1923 г. на одном трансатлантическом лайнере со знаменитым финским архитектором Элиелем Саариненом. Увы, на этом пути двух зодчих, представителей одного поколения и даже одного направления в архитектуре, известного как «северный модерн», разошлись. Сааринена ждали успех, слава, заказы и лавры основателя академии. Васильеву посчастливилось найти место «визуализатора», т. е. художника, воплощавшего на бумаге проекты на самой ранней стадии, — правда, в одной из самых респектабельных архитектурных фирм — нью-йоркском бюро «Уоррен и Уэтмор».

Сменив после того несколько мест работы, Васильев никогда не изменял своей излюбленной тактике «двойного пути»: служба днем, участие в конкурсах и работа по заказам — вечером. Васильев трудился до предела возможного: на пенсию он вышел только в 77 лет. Последним местом его службы была Комиссия по городскому планированию Нью-Йорка.

В Соединенных Штатах он прожил 35 лет — больше, чем в Санкт-Петербурге.  К большому сожалению, построить Николаю Васильеву в изгнании удалось не много: слишком радикально отличалась технология архитектурного производства в Америке 1920-х — 1940-х годов от практики проектирования и строительства в дореволюционной России. Однако работы Васильева этого периода творчества, его блестящая архитектурная графика, талантливые конкурсные проекты, включая рисунки «для себя» способны удивить даже опытных историков архитектуры: в особенности, его проекты конца 1930-х годов, когда под влиянием неких внутренних причин зодчий испытал страстное увлечение модернизмом.

Ричард Майкл Гашо — профессор университета имени Мирабо Б. Ламара в Бомоне, штат Техас, где преподает дизайн и историю архитектуры. Интерес к творческой карьере Николая Васильева проявился у него не вполне случайно: его дед, Борис Рябов, выпускник петербургского Института гражданских инженеров, также по воле судьбы оказался в 1925 году в Америке. Правда, будучи на целое поколение младше Васильева, он успешно окончил Пенсильванский университет, со временем получил лицензию на архитектурную деятельность и работал по специальности. С Николаем Васильевым он познакомился, очевидно, в местечке Си-Клифф, где любила проводить летние месяцы нью-йоркская русская диаспора. Судьбы русских архитекторов-эмигрантов в Америке (которых насчитывают более полусотни) — основная область научных интересов профессора Р. М. Гашо. Следует надеяться, что своими открытиями и находками он и впредь будет делиться с российским читателем.

Мы верим, что совместный труд двух исследователей станет новым словом в историографии архитектуры и культуры Петербурга и Русского Зарубежья. Он вызовет, несомненно, повышенный интерес среди специалистов и всех, кто неравнодушен к российскому культурному наследию. Тем более, что в большинстве своем  «эмигрантские» работы Николая Васильева пока попросту никому не известны.

 

Вниманию читателей! На стр. 52 настоящего издания допущена существенная опечатка: здание Телефонной компании в Хельсинки (арх. Ларс Сонк, 1905) находится на Коркеавуоренкату, 35.

04.12.2011

 

Версия для печати