На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Книжный вестник

«Московский модерн» в петербургском исполнении

3-е, пересмотренное, исправленное и дополненное издание знаменитой книги

 

Особняк Н. А. Терентьева (Петровский пер., 8). Деталь фасада

 

Особняк А. И. Кекушевой (Остоженка, 21)

 

Ограда бывш. Главной Московской сберегательной кассы (Рахмановский пер., 21)

Поздравляем знатоков и ценителей архитектуры с долгожданным выходом в свет фундаментального труда — переизданием книги авторитетного московского исследователя Марии Владимировны Нащокиной «Московский модерн».

По структуре исследование состоит из двух больших частей. В первой, теоретической, рассматривается становление стиля модерн в европейской и в частности, в российской, архитектуре. На богатом материале постройки отечественных мастеров сопоставляются с работами ведущих западноевропейских мастеров, творчество которых на рубеже XIX–ХХ веков оказывало существенное влияние на российскую строительную практику. Во второй части, в каталоге памятников, представлены 130 наиболее видных, интересных построек и сооружений московской архитектуры стиля модерн.

При подготовке переиздания текст был пересмотрен, исправлен и существенно дополнен автором: написаны новые разделы, актуализированы описания памятников в каталоге. Уточнены адреса большинства упомянутых построек. Значительно обновлен иллюстративный материал. В аппарат введены именной и адресный указатели.

Оригинальное издание издательство «Жираф» выпустило в 2003 году. Книга имела большой успех и быстро разошлась. Спустя два года вышло в свет новое издание, с исправлениями и дополнениями. С тех пор прошло еще пять лет. Третье, пересмотренное, исправленное и дополненное издание снова обещает стать заметным событием в современной культурной жизни.

О том, какие причины привели автора к мысли о необходимости серьезной переработки монографии, Мария Нащокина сообщает сама в предисловии к новому изданию.

«Со времени выхода первого издания этой книги… прошло совсем немного времени,— пишет она,— но Москва, переживающая в наши дни невиданный строительный бум, значительно преобразилась. Происходящие в городе радикальные структурные изменения серьезно затронули и судьбу его архитектурного наследия. Некоторые памятники исторического центра столицы эпохи модерна за эти годы были реставрированы ― их облик приобрел завидную нарядность и респектабельность (в некоторых случаях даже не присущую им ранее). Многие рядовые здания и памятники архитектуры оказались реконструированы, то есть перестроены, и в результате, к сожалению, утратили часть подлинных примет своего времени. Отдельные сооружения были снесены. За прошедшие годы было опубликовано немало книг и статей, существенно расширивших наше представление о стиле модерн. Все это заставило внести изменения и в структуру каталога памятников архитектуры московского модерна, в сами каталожные статьи, и в библиографические указатели.

Неизбежно меняются и оценки тех или иных архитектурных явлений, композиций, приемов ― на них тоже влияют окружающие перемены. Что-то, ранее казавшееся типовым и незначительным, вдруг в силу быстрого исчезновения московской рядовой застройки оказывается единственным, обретая ценность уникального артефакта. Что-то, лишившись прежнего архитектурного окружения, утрачивает свои ценностные характеристики. Неизбежно меняется с течением времени и наше отношение к архитектурной гармонии ― к пространственной и фасадной композиции, равновесию или контрасту форм, декоративным украшениям, примененным строительным материалам. Их оценка всегда впрямую зависит от эстетических приоритетов сегодняшнего дня».

О работе над этим изданием один из фотографов заметил следующее:

Архитектурная съемка традиционно считается делом нехитрым, почти ремесленным, в отличие от художественной фотографии или портрета. Дождаться удачного освещения, выбрать нужный ракурс, отснять… Дом — не ребенок и не кот, не вертится на месте, терпеливо ждет, пока его отснимут. В наше время этот вид фотоискусства становится делом не менее азартным, чем, скажем, жанровая съемка. Во-первых, дожидаться нужно не только солнца или облачности, но и… отсутствия автомашин, теснящихся сегодня, подобно поросятам у матки, едва не перед каждым зданием. В Петербурге и Москве эта проблема стоит исключительно остро.

Другая проблема — страсть швейцаров всех мастей и званий «не пущать» фотографировать не только интерьеры их зданий, но даже сами фасады. Добавьте буйную зелень, растяжки, рекламные щиты, проводà, дорожные знаки, ларьки… Одним словом, скучной работу в жанре архитектурной фотографии сегодня назвать никак нельзя.

Но есть еще одна причина, по которой рутинная фиксация деталей архитектурного убранства приобретает особое значение. Ведь запечатление того, чего уже завтра может не быть в природе — счастье как для самого фотографа, так и для публики, образованной, чувствующей и т. п. Так, стоило только отснять ограду бывшей Главной сберегательной кассы на Рахмановском пер., 21, как ее… не стало!

21.04.2011

 

Версия для печати