На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Книжный вестник

Григорий Орлов и Гатчина

История фаворита императрицы и его загородного имения

 

Ф. С. Рокотов. Портрет графа Г. Г. Орлова. 1762–1763. Х., м. ГТГ

 

Гатчинская мыза. Фрагмент картины Я. Меттенлейтера «Вид на Гатчину со стороны дворца». Ок. 1792. Х., м. ГМЗ «Гатчина»

 

Гатчинский дворец. Десюдепорт двери Белого зала. Начало 1770-х гг.

Издательский дом «Коло» представляет исследование А. Н. Спащанского — «Григорий Орлов и Гатчина. История фаворита императрицы и его загородного имения», посвященное важной теме, до нашего времени не привлекавшей в среде специалистов того внимания, которого вполне заслуживала.

Автор, в 1999–2008 годах — научный сотрудник ГМЗ «Гатчина», свою научную деятельность начинал с убеждением, что время Григория Орлова в Гатчине плохо документировано и вообще малоинтересно. Освободиться от этого заблуждения ему позволили интенсивные научные изыскания. Кроме того, орловский период, длившийся восемнадцать лет (с 1765 по 1783 год), как представляется, не может быть неинтересным уже потому, что именно в то время была заложена основа всей последующей истории поместья. Можно ли изучать историю чего-либо, не зная хорошо, с чего она начинается?

Не скрывая того, что находится под сильным влиянием французских исследователей «малой истории» (т. е. истории повседневности), автор попытался изложить свои представления о гатчинском имении и личности его владельца, отличные от привычных, традиционных. Для него Григорий Орлов — не «деятель», «герой» или «фаворит», волею случая активный участник исторического процесса, но обычный человек со своими человеческими достоинствами и недостатками. Так же и Гатчинский дворец — не «памятник архитектуры периода раннего русского классицизма», а в первую очередь роскошный жилой дом, спланированный и возведенный хозяином для своих личных потребностей и, следовательно, отражающий черты его личности. В известном смысле, это — его портрет, воплощенный в строительном материале.

Не стоит думать, что тема исследования ограничена рамками Гатчины и поэтому интересна только ценителям этого далекого и — не будем скрывать — малопопулярного пригорода Санкт-Петербурга. Взаимоотношения заказчика и архитектора, отражение личности владельца в его жилище, влияние западно-европейской архитектуры на российскую, традиции внутренней планировки дворцовых зданий в первой половине XVIII века — эти и еще ряд других тем делают книгу более универсальной, полезной для изучения русского дворцового строительства восемнадцатого столетия в целом.

Стремясь освободиться от стереотипов, автор старается не повторять распространенных заблуждений: например, о том, что Григорий Орлов был гулякой и баловнем судьбы, наслаждавшимся своим высоким положением и богатством, что Гатчинский дворец построен в подражание английским замкам, что его стены облицованы пудостским камнем и что великий князь Павел Петрович, унаследовавший владение, создал его практически заново. Как убедится сам читатель, можно сказать, что в XVIII веке фактически существовало два Григория Орловых: реальный человек, «неплохой» сам по себе, хотя и не имевший особого таланта на государственном поприще, и почти мифический герой, создание пропаганды екатерининского времени, детище досужих слухов. В книге также можно найти узнать, почему дворец в Гатчине имеет такой необычный для русской архитектуры облик и убедиться в том, что оформление дворцовых интерьеров было выполнено изначально по последнему слову тогдашней архитектурной моды и инженерно-технической мысли.

Исследование написано на основе малоизвестных материалов, отчасти иностранных, никогда не публиковавшихся на русском языке, и снабжено большим количеством иллюстраций, часть из которых известна только узкому кругу специалистов. Приложение, в котором помещены цитаты из разнообразных документов той эпохи, дополняет основной текст.

18.04.2010

 

Версия для печати