На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Из ближайших планов

Александр Дмитриев

 

Училищный дом имени Петра Великого. Главное звено восточного фасда. 1908

 

Ресторан на горе. Эскиз перспективы. 1902

 

А. И. Дмитриев. Фотография 1950-х гг.

Безымянную серию книг об архитекторах, чья деятельность нашла отражение в облике Северной столицы, ожидает в новом сезоне существенное пополнение. Вслед за книгой В. И. Андреевой об архитекторе Гаральде Боссе в производстве находится книга Бориса Михайловича Кирикова об Александре Дмитриеве.

В 2004 году вышло в свет первое издание, ведомственное, широкому читателю недоступное, а потому малоизвестное. Для нового издания, которое ожидается уже этой осенью, автор глубоко переработал текст, предусмотрел новые иллюстрации, в том числе, прежде не опубликованные.

Впрочем… Кажется, впрочем, что лучше всех о своем герое расскажет сам автор.

Александр Иванович Дмитриев (1878–1959) прожил в архитектуре долгую жизнь. Начало его деятельности совпало со становлением модерна. Затем архитектор обратился к необарокко и неоклассике и внес весомый вклад в развитие петербургского ретроспективизма. Одновременно он смог реализовать рационалистические принципы в сфере промышленного строительства. В 1910-х годах А. И. Дмитриев выдвинулся в число ведущих русских зодчих. Новый расцвет его творчества наступил в период конструктивизма и других течений советского авангарда. Впоследствии мастеру суждено было пережить и возврат к освоению классического наследия в 1930-х годах, и устранение архитектурных «излишеств» двадцать лет спустя

В историю отечественной архитектуры Дмитриев вошел прежде всего как создатель Училищного дома имени Петра Великого в Петербурге и Дворца рабочего в Харькове. Эти хрестоматийные и столь не схожие произведения явились программными и кульминационными для двух основных, наиболее плодотворных периодов его творчества. Менее известны другие значительные работы зодчего: производственные сооружения Адмиралтейского судостроительного завода, крупный промышленный и жилой комплекс в Таллине, административные здания в Харькове, предприятия в Таганроге и Краматорске, проекты мостов для разных городов России, а также градостроительные замыслы, многочисленные конкурсные и заказные проекты.

Творческий путь Дмитриева отразил развитие и смену стилевых направлений, сложную борьбу и взаимодействие нового и традиционного на протяжении всей первой половины ХХ века. Подобным образом сложилась судьба большинства его коллег-современников. Дмитриев не был стойким приверженцем того или иного течения. Но в его эволюции проявились не столько внешняя неустойчивость художественных предпочтений, сколько отзывчивость на изменения общественно-культурной атмосферы, живое восприятие новых импульсов, искреннее стремление быть современным, то есть выражать сегодняшние запросы. При этом архитектор оставался верен рационалистическому методу, который мог принимать различные стилевые формы.

Диапазон и география деятельности Дмитриева отличались большой широтой. Так сложилось, что прожив основную часть жизни в Петербурге — Ленинграде, зодчий больше строил вне нашего города, оставив особенно глубокий след в архитектуре Украины. Благодаря синтетическому складу мышления и профессиональному кругозору, Дмитриев органично сочетал в своей работе художественную и техническую стороны, причем инженерные и утилитарные сооружения он рассматривал как равноправную часть искусства архитектуры. Разностороннее дарование и активная жизненная позиция позволили ему сказать свое слово в архитектурной критике и строительной науке, педагогической и общественной деятельности. Особый интерес представляют его ранние выступления в печати и научные исследования последних лет жизни.

Однако эти широта и многогранность возымели обратный эффект. Имя Дмитриева трудно однозначно идентифицировать с тем или иным явлением в развитии отечественной архитектуры ХХ века. Пропагандист модерна, лидер необарочного течения, последователь неоклассицизма и неоромантизма, крупный мастер промышленной архитектуры, яркий представитель ленинградской школы конструктивизма — эти определения отображают важные, но далеко не все грани и этапы долгого и сложного пути зодчего. Разбросанность и неизученность его обширного и разнообразного наследия долгое время не позволяли сложить воедино «портрет» Дмитриева и представить истинный масштаб и значимость его творчества.

Автор этой книги попытался воспроизвести творческую биографию Александра Ивановича Дмитриева. Структура монографии построена не по тематическому, а по хронологическому принципу. Автор ставил задачу проследить становление, развитие и эволюцию творческой личности в контексте архитектурных процессов первой половины минувшего столетия. Наибольшее внимание уделено работам зодчего в нашем городе. Основное содержание книги охватывает первую треть ХХ века — время начала и расцвета деятельности Дмитриева, время необычайно интенсивных, напряженных и многоплановых поисков и открытий в отечественной архитектуре.

 

* * *

Первый вариант очерка о творчестве А. И. Дмитриева появился в 1971 году. Это была дипломная работа (объемом 250 страниц), выполненная под руководством Ю. М. Денисова на кафедре истории искусства исторического факультета ЛГУ. Автору выпала счастливая возможность изучить личный архив архитектора, который хранила его вдова О. В. Дмитриева. Но многое в творчестве А. И. Дмитриева ни тогда, ни впоследствии прояснить не удалось. В основном это касается слабо документированного позднего периода, а также работ для дальних городов.

В силу разных обстоятельств первое издание монографии об Александре Дмитриеве состоялось только в 2004 году (издательство «Белое и Черное»; тираж распространялся по заявкам госучреждений).

Поистине: время идет быстрее, чем мы живем, одно всегда делается за счет другого, а то, что не делается сразу, не делается никогда. И все же настоящее, существенно переработанное издание должно помочь составить представление о крупном мастере, заслуживающем большей известности.

28.07.2009

 

Версия для печати