На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Observātor

Очарование Павловска в гравюрах Л. А. Серякова

 

Мариенталь

 

Пиль-башня (Пильняя мельница)

 

Молочня

 

Храм Дружбы

Романтический облик резиденции самого противоречивого русского императора не раз привлекал внимание художников. В ряду графических изображений Павловска изысканные ксилографии Лаврентия Авксентьевича Серякова (1824–1881) занимают достойное место. Издательство «Журнал „Нева“» выпустило серию из 15 репродукций гравюр Л. А. Серякова с видами Павловска.

Сын крепостного крестьянина Костромской губернии, отданного в солдаты, Серяков начал трудовую жизнь со скитаний в качестве полкового певчего, некоторое время работал учителем рисования в батальоне кантонистов в Пскове, затем писарем в департаменте военных поселений в Петербурге. Его умение рисовать было замечено, следствием чего было получение должности топографа. Первые ксилографические опыты талантливый самородок, не имевший не только образования, но и навыков, производил при помощи перочинного ножа. Тем не менее, они привлекли внимание издателей, появились заказы на иллюстрации. Серякову удалось стать профессиональным гравером. Он окончил Императорскую Академию художеств, продолжил образование в одной из лучших парижских мастерских, и, по возвращению на родину в 1864 г., получил звание академика гравюры на дереве — впервые в России.

Серяков имел собственное ксилографическое заведение, выпускавшее иллюстрации для различных изданий. Он сам является автором около 500 гравюр. С 1870 г., то есть со времени основания, Серяков сотрудничал с журналом «Русская старина». К юбилею основания Павловска издатель журнала историк М. И. Семевский по поручению великого князя Константина Николаевича составил книгу «Павловск. Очерк истории и описание», вышедшую в 1877 г. в Петербурге. Этот труд, в приложении к которому были опубликованы неизвестные прежде записки первой владелицы Павловска, трактовался издателем как «приношение вечно достойной памяти императрицы Марии Федоровны». Он был высоко оценен императором Александром II, отметившим лишь некоторые незначительные неточности в описании быта императорской семьи. Издание украшали ксилографии Серякова, сделанные по рисункам художников К. О. Брожа и В. С. Шпака. Кроме иллюстраций на отдельных листах, книга содержала множество заставок и концовок в тексте, напечатанных типографским способом с гравюр Серякова.

Виды Павловска демонстрируют все особенности резца Серякова, мастера тоновой гравюры на дереве, достигшего в этом искусстве совершенства. Они воспроизводят наиболее поэтичные места, до сих пор любимые (Большой дворец, храм Аполлона, храм Дружбы, Пиль-башню), или недошедшие до наших дней (Вокзал, Старое Шале, Охотничий домик, Театр). Сочетание необычайно тонкой линии и фактурных решений оттиска с деревянной доски способствует передаче архитектуры, органично вписанной в пейзаж. Иллюстрации явились последним значительным созданием Серякова. В 1895 г., уже после смерти автора, они были вновь опубликованы, без текста, в альбоме «Павловск».

17.02.2010

 

Версия для печати