На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Observātor

Вглядеться в Петербург внимательнее…

Новый труд профессора А. Л. Пунина

 

Капитальный труд А. Л. Пунина «Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века»

Литература, посвященная архитектурной истории (реже — истории градостроительства) города на Неве, давно уже занимает видное место в репертуаре многих петербургских издательств. Устойчивый интерес горожан к уникальной по своему богатству и цельности исторической застройке Северной столицы (а также вынужденная ориентация небольших издательских предприятий на местный рынок) год из года побуждают издателей и самих авторов к поиску все новых ракурсов этой неисчерпаемой темы.

Среди множества краеведческих и историко-архитектурных изданий ясно выделяются два основных типа — именно, издания «торговые», «коммерческие», и «эстетические», или «архитектурно-энциклопедические». Книги первого рода пишут (или «составляют») быстро, так же быстро читают и, подготовив наспех к печати, «тискают» сравнительно большими тиражами. Стóят эти книги также сравнительно недорого и сравнительно быстро расходятся среди «широкой аудитории читателей, интересующихся… и т. п.».

Книги иного рода пишут, как правило, маститые, авторитетные исследователи, пишут многие годы, неспешно, ответственно, придираясь ко всякому своему слову. Не скоро удается подготовить их к печати и не вдруг — напечатать. При среднем и большом объеме таких изданий тиражи их заметно меньше, цены — существенно дороже. Продаются они почти так же долго, как создаются. Зато каждая из этих книг — особый праздник для знатоков, для ценителей архитектуры, хорошего литературного языка, добротной, со вкусом подготовленной книги.

К числу последних безусловно относится I том нового капитального труда А. Л. Пунина «Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века» — «1830–1860-е годы. Ранняя эклектика» (издательство «Крига», 2009).

Андрей Львович Пунин — именитый петербургский ученый, историк архитектуры, доктор искусствоведения, заведующий кафедрой истории и теории архитектуры Академии художеств, автор ряда научных публикаций. Архитектура периода эклектики — «его» тема. Первое исследование петербургской архитектуры второй половины XIX века он опубликовал еще около тридцати лет назад. В 1990 году в «Лениздате» вышла в свет вторая, более обширная, монография — «Архитектура Петербурга середины XIX века» (рецензент Б. М. Кириков). Обе работы, как сообщает во введении сам автор, легли в основу его нового труда.

Достаточно положить рядом обе книги Андрея Львовича, старую и новую, чтобы стало ясно: два истекших десятилетия не прошли впустую для автора. Новая работа — насколько можно судить по первому тому — многократно превышает предшествующие и по объему материала, и по его широте, и по масштабу (в том числе, по хронологическим рамкам) поставленной задачи. При работе над первым томом автор более четко обозначил структуру текста, щедро поделился с читателем и коллегами новыми материалами. Естественно, учтены выводы многих исследований, опубликованных за последние 18 лет.

Уже в издании 1990 года автору благополучно удалось избежать расшаркивания перед «господствующей идеологией» — тех унылых ноток, что — увы! — навязчивым рефреном (а то и лейтмотивом) проходят через иные публикации советского периода. В этом смысле коньюнктурной правки подобного рода не требовалось. Тем не менее, бóльшая творческая свобода, разумеется, позволила автору более внимательно и спокойно обратиться к прежде «закрытым» темам и вопросам,— например, к истории так наз. «национального направления».

Сегодня не всякий читатель в полной мере представляет, что сама тема исследования Андрея Львовича — архитектура периода эклектики — для 1990 года была, по существу, революционной. Эклектике долго отказывали в эстетической и даже исторической ценности, некоторые же ее направления, прежде всего — все тот же «русско-византийский» стиль, и вовсе служили синонимами архитектурного официоза, эстетического обскурантизма или буржуазной безвкусицы.

В наше время архитектура периода эклектики составляет основую массу так наз. рядовой застройки исторического центра. Зданий, возведенных во второй половине XIX века, до сих пор остается достаточно много, далеко не все они состоят под государственной охраной. Именно поэтому многим из них в первую очередь угрожает сегодня снос, надстройка, реконструкция, искажение первоначальных объемов, пространственной композиции, градостроительной функции. И в этом смысле труд проф. Пунина, призывающего, вслед за Ф. М. Достоевским, «вглядеться в Петербург внимательнее, изучить его физиономию», представляется особенно актуальным.

Издание 1990 года отнюдь не было иллюстрировано бедно: в нем помещается около 130 иллюстраций — фотографий, репродукций гравюр, акварелей, произведений архитектурной графики, правда, обычного для массового издания того времени невысокого полиграфического качества. В новом же труде то же количество иллюстраций размещено уже на первых 150 (из 589) страницах; при том нет и не может быть никакого сравнения по уровню технического качества изображения, т. е. его подготовки и печати. Можно даже отметить перенасыщенность книги иллюстрациями. Впрочем, для изданий такого рода сегодня это, кажется, уже сделалось нормой.

Следует отметить также в целом удачное художественно-техническое оформление издания. Небольшой объем ссылок и примечаний позволил, к удобству читателя, разместить их на полях. Необычна, правда, переменная ширина пóля, которое то расширяется, пропуская маргиналии, то сужается обратно. Надо полагать, что решительное опровержение традиционной практики построения полосы призвано иллюстрировать те принципы «рациональной архитектуры», которым посвящена в книге одна из глав…

Особого поздравления заслуживает и то, что создателям книги удалось избежать любого рода стилизации (к чему могла бы подвести их, опять же, сама тема) — того самого вульгарного эклектизма, что изуродовал в наше время не одну книгу.

Остается подчеркнуть, что издание книг подобного уровня и содержания — труд неблагодарный. При отсутствии же какой-либо «поддержки» публикация эта приобретает особое значение гражданского поступка. Хочется пожелать коллективу издательства терпения и стойкости в работе над вторым и третьим томами издания. Пока же пусть достойной наградой ему будет общее признание того, что новая книга профессора А. Л. Пунина состоялась.

08.08.2008

 

Версия для печати