На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Книжный вестник

История Финляндии на русском языке

 

5 сентября 2005 года в Консульстве Финляндии в Санкт-Петербурге состоялась презентация дилогии Матти Клинге «Имперская Финляндия» — «На чужбине и дома».

Изначально предполагалось, что книга, изданная при поддержке Института Финляндии в Санкт-Петербурге, будет представлена в трех городах: Санкт-Петербург, Москву и Петрозаводск. В Петрозаводске книга была представлена в рамках III Региональной научно-практической конференции «Университеты в образовательном пространстве региона» 22 апреля (организаторы: кафедра истории стран Северной Европы Петрозаводского государственного университета и Институт всеобщей истории РАН).

Дилогия посвящена историческому периоду, давшему название одной из книг,— периоду Имперской Финляндии (1809/08–1917/18). Автор книги разворачивает перед читателем широкую панораму международных связей и контактов, существовавшую в то время.

Предисловие к русскому изданию

Нынешняя Финляндия сформировалась в период с 1809 по 1917 гг. (фактически 1808–1918 гг.), когда входила в состав Российской империи. Поэтому изучение этого исторического периода имеет серьезное научное значение.

По условиям Фридрихсгамского мира, заключенного в сентябре 1809 г., Швеция уступила России шесть восточных ленов, которые затем были объединены общим названием «Финляндия». Из этих ленов Александр I тогда образовал Великое Княжество Финляндское, особое управление которого начало действовать после сейма, состоявшегося в Борго (Порвоо) летом 1809 г. К Великому Княжеству в 1811 г. была присоединена «Старая Финляндия, или Выборгская губерния». Возникшее таким образом Финляндское государство чуть больше чем через столетие отделилось от России в результате Октябрьской революции, и новое советское руководство на рубеже 1917–1918 гг. признало самостоятельность Финляндии. Окончательно отделение Финляндии от России было закреплено Тартуским миром 1920 года.

Финляндская республика во всех отношениях была органическим продолжением Великого Княжества Финляндского. По сравнению с другими государствами, ставшими независимыми в результате Первой мировой войны и российской революции, Финляндия была единственной страной, которая уже имела четкие границы, собственный правительственный аппарат и парламент, конституцию и другие государственные институты, собственный центральный банк и самостоятельную денежную систему, собственную культуру и хозяйственную систему. Отделение от России потребовало лишь создания собственной армии и дипломатического ведомства, а также новой Формы правления. Форма правления, которая была принята в 1919 г. и оставалась в силе до 2000 г., на деле была лишь слегка модернизированным вариантом старой Формы правления. Эта старая Форма правления, унаследованная со шведских времен — 1772 и 1789 гг., была в употреблении на всем протяжении имперского периода финляндской истории. В новую Форму правления из прежней были перенесены многие законы, в том числе и широкие полномочия главы государства: верховное командование вооруженными силами, право роспуска парламента, право формирования правительства, право законодательной инициативы, возможность осуществлять функции исполнительной власти без консультации с парламентом, а также исключительное право решать вопросы, касающиеся отношений с другими странами. Новшеством была только замена наследного правителя президентом, избираемым на выборах, и ответственность правительства перед парламентом.

Второй по важности закон Финляндии — сеймовое устройство, которое император Николай II даровал в 1906 г.— сохранился в неизменном виде и в годы революции, и после обретения Финляндией независимости.

Важнейшим изменением в государственном устройстве Финляндии был разрыв политических, хозяйственных, культурных и личных связей между Финляндией и Россией, который имел место в результате перемен, происходивших не столько в Финляндии, сколько в России.

В данной работе предпринята попытка показать процесс быстрого превращения Финляндии из бедной провинции в полнокровное государство, которое во всех отношениях было готово стать самостоятельным, когда смута и хаос в России сделали это возможным и желаемым для многих финнов. Для автора этой работы существенным было подчеркнуть, что поворотные моменты в истории Финляндии этого периода тесно соотносились с международным положением России и теми переменами, которые оно претерпевало — обстоятельство, которое ранее не учитывалось.

Таким образом, начало современной истории Финляндии вытекает из российско-французской политики 1807 года. Важнейшие этапы последующей истории развития Финляндии: период российско-французского сближения, продолжавшегося до 1812 г., период финляндской лояльности во время Польского восстания 1831 г., затем — период до революционных событий 1848 г., и после — период Крымской и Балтийской войны 1854–1856 гг. и Польского восстания 1863 г.

В данной работе отмечается ранее обойденное вниманием влияние русско-французского военного союза на Финляндию, побережье которой, особенно с конца 1890-х гг., могло стать объектом агрессивных устремлений со стороны Германии (германское вторжение в Финляндию действительно произошло в 1918 г.). Финляндия с 1808 г. была буферной зоной в системе обороны Петербурга. Для России было крайне важно добиться гарантии, чтобы Финляндия не стала идейной и оперативной базой революционеров, и чтобы их влияние не распространялось оттуда до Петербурга. В принципе этого удалось добиться, что сделало, в свою очередь, возможным многостороннее внутреннее развитие Финляндии в благоприятных условиях внутренней автономии. С точки зрения налогообложения и военных тягот положение Финляндии было вполне терпимым, а благодаря своей лояльности Великое Княжество пользовалась особым расположением императорского дома. Поддерживать общее удовлетворение в Финляндии было в интересах российских императоров, что помогало, кроме всего прочего, следить за положением в Швеции и других соседних странах. У многих русских, однако, особое финляндское законодательство, таможенная граница и собственная денежная система вызывали зависть, Финляндию считали «избалованным ребенком» империи.

На развившееся в Финляндии осознание государственности и обособленности в рамках империи ясно указывает и тот факт, что в 1906 г. Финляндия не находилась в сфере влияния общероссийской думы, это была единственная часть империи, которая смогла сохранить, в модернизированном виде, собственное представительное учреждение.

В книге, представленной вниманию читателей, предпринимается попытка проследить положение России в европейской политической системе описываемого периода и исследовать влияние европейской политики на отношения Финляндии с империей.

Предыдущие исследования автора, начатые в 1960-е гг., касались изучения финского национального движения и общественного мнения со сравнительной точки зрения. Политический диалог и политические течения зарождались главным образом в преподавательской и студенческой среде единственного университета страны. В подготовленных автором обширных, состоящих из нескольких частей, работах по истории студенческой общины (1960-е гг.) и Университета (1980-е гг.) основное внимание было уделено именно влиянию политических и национальных идей в студенческой среде. Деятельность студентов связывала идеи разных периодов и политику с различными слоями общества, и способствовала формированию гражданского общества. Значение деятельности студенчества в данной книге особо отмечается в связи с событиями 1848, 1863 и 1899–1905 гг., профессуры — с самого начала и до первых десятилетий ХХ века. Этот труд строился на основе изучения документов, статей, речей, дневников, переписки. За жизнью и общественным мнением в Хельсинкском университете внимательно наблюдали из Петербурга: наследник престола был канцлером Университета, что было его единственной гражданской должностью. Все дела велись через министра статс-секретаря — осталась обширная официальная и неофициальная переписка на французском, отчасти на немецком языке.

Находясь во Франции, автор использовал возможность ознакомиться с материалами архива Министерства иностранных дел Франции, касающимися России, что было исключительно полезно для понимания тех геополитических изменений, которые нашли свое отражения также и в истории Финляндии. Увлечение автора живописью и литературой значительно способствовало более глубокому пониманию эпохи.

Автор принадлежит к тому поколению исследователей, которые в 1960-е гг. занялись исследованием истории XIX века и сумели воспроизвести общую картину великокняжеского периода финской истории. Использование новых документальных материалов и новые исторические публикации позволили лучше понять значение общественного мнения и объединений. К 1960-м гг. относится также активное развитие отношений между Финляндией и Советским Союзом, особенно в области экономики, что делало соблазнительным проведение параллелей с великокняжеским периодом.

После окончания работы над книгой по истории Финляндии в период автономии, автор опубликовал два объемистых исследования о жизни и деятельности двух выдающихся деятелей финской культуры — Топелиуса (1998 г.) и Рунеберга (2004 г.), попытавшись поместить их судьбы в политический контекст и в контекст отношений с Россией.

До Ситки от Аландских шхер

один владыка власть простер!

Одна страна, земля одна

народу нашему дана.

21.06.2003

 

Версия для печати