На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Б. М. Кириков

Старый Петербург / Современный Петербург Г. К. Лукомского

 

Сенат. Графика. Автор: Лукомский Георгий Крескентьевич

Георгий Крескентьевич Лукомский (1884–1952) — одна из самых заметных, можно сказать, знаковых фигур в архитектурной жизни России Cеребряного века. Хотя само переиздание его знаменитой дилогии давно распродано, читателям может оказаться любопытным предварявший его вступительный очерк.

Архитектор по образованию (ничего не построивший), он снискал широкую известность как талантливый художник-график, изображавший памятники зодчества, и на редкость плодовитый писатель об архитектуре — критик и историк. Вся многогранная творческая деятельность Лукомского была проникнута ретроспективным мироощущением. Ревнитель художественной старины, естественно, выступал и поборником возрождения классицистических традиций в новом строительстве. По возрасту он принадлежал ко второй волне мощного ретроспективного движения, у истоков которого стояли «мирискусники» во главе с А. Н. Бенуа, заново открывшим для современников своеобразную красоту старого Петербурга.

Детство и юность Георгия Лукомского прошли в Калуге, Орле и Казани. Окончив в 1903 г. Казанскую художественную школу со званием техника по архитектуре и учителя рисования, он поступил на архитектурное отделение Академии художеств, где занимался без увлечения, с перерывами и получил диплом лишь в 1915 г. К этому моменту Лукомский уже прочно занял свою «нишу» в профессиональной среде. Важную роль в его развитии сыграло влияние пассеистских идей и образного языка «Мира искусства» и, конечно же, постижение наследия петербургского зодчества. Сильнее всего привлекали Лукомского историческая среда и неповторимый колорит старых городов. Долгие поездки по России и Европе давали обширный материал для творчества.

Уже на выставках 1909–1910 гг. он предстал вполне сложившимся художником. Тогда же появились его первые публикации — обзоры современной архитектуры и очерки провинциальной старины. Они совпали с принципиальной сменой вех — общим поворотом от модерна к неоклассицизму. Энергия и оперативность, острота взгляда и суждений выдвинули Лукомского в число ведущих авторов, печатавшихся в журналах «Зодчий», «Старые годы», «Аполлон», «Столица и усадьба». Влюбленный в старину, Лукомский не только ностальгически описывал картины прошлого, но и решительно боролся за сохранение памятников, сотрудничая с разными обществами и музеями. Вместе с тем именно он взял на себя роль главного летописца и проповедника идей петербургской неоклассики.

Высший расцвет его издательско-литературной деятельности наступил в годы Первой мировой войны, когда одна за другой вышли в свет книги «Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства», «Старинная архитектура Галиции в очерках и рисунках Г. К. Лукомского», «Прогулки по старым кварталам Парижа», издания о памятниках отдельных губерний. В этом ряду, впечатляющим тематической широтой, для нас особенно значима дилогия «Старый Петербург. Прогулки по старинным кварталам столицы» и «Современный Петроград. Очерк истории возникновения и развития классического строительства. 1900–1915», выразившая квинтэссенцию столичного ретроспективизма в канун революционных потрясений. Поразительно, что такие результаты были достигнуты, в сущности, молодым автором тридцати с небольшим лет.

Книги «Старый Петербург» и «Современный Петроград» соотносятся, как две стороны медали. Первая из них посвящена классицистическому городу ХVIII — начала ХIХ в., вторая — новейшей архитектуре, основанной на претворении традиций классики. Все, что выходит за эти избранные рамки (эклектика, «русский стиль», модерн), сознательно игнорируется или подлежит осуждению. Признание, вслед за Александром Бенуа, художественного единства и строгого величия в былом облике столицы становится обоснованием правильности и плодотворности ретроспективного пути.

«Старый Петербург» пронизан ностальгией по уходящей красоте. Лукомского притягивает не только парадный центр, но и удаленные уголки города, где он внимательно отыскивает остатки стильной старины. Сведения об уцелевших и утраченных, зачастую — малоприметных объектах, фиксация искажений и перестроек, многие из которых действительно носили характер «вандализмов», делает книгу ценнейшим источником. Хотя по фактологической насыщенности она заметно уступает труду В. Я. Курбатова «Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы» (1913). Сочинение Лукомского — вовсе не научное исследование, а живое свободное эссе, отмеченного особой зоркостью восприятия городской среды.

«Современный Петроград» написан на основе статей в «Аполлоне» (1913, 1914) и проспекта «Новый Петербург» (1915). Книга эта — единственный в своем роде развернутый обзор неоклассического строительства в столице, достигшего апогея в начале 1910-х гг. Лукомский рассматривает все варианты этого направления, восходящие к русскому классицизма и барокко, итальянскому ренессансу и в особенности палладианству. Обращение к этим стилям — при неприятии эклектики и разочаровании в новациях модерна — представляется единственным способом продолжения и развития лучших традиций зодчества северной столицы. Апология петербургского возрождения не мешает Лукомскому критически анализироват новейшие образцы неоклассики. При этом целостность общей картины города, ансамблевое единство застройки признаются общей ценностью, ради которой допустим художественный диктат.

Книга приверженца и идеолога петербургского ретроспективизма декларативна и тенденциозна. Она — сродни манифесту. Правда, Лукомский обосновывал уже свершившееся господство неоклассики. Но его книга во много объясняет дальнейшие пути архитектуры нашего города. Приоритет классицистических ценностей, образ единого города-ансамбля на долгие десятилетия прочно укоренились в профессиональном и общественном сознании, стали частью петербургско-ленинградского менталитета. Вторая половина жизни Г. К. Лукомского прошла в эмиграции (Берлин, Париж, Лондон), где он продолжал активную и успешную творческую деятельность. А его петербургская дилогия неизменно оставалась востребованной просвещенными читателями.

«Старый Петербург» публикуется по первому и единственному изданию 1917 г., «Современный Петербург» — по второму, исправленному и дополненному изданию 1917 г. Комментарии носят служебный характер и касаются только фактической стороны. Следует признать, что беглая раскованная манера письма Лукомского порой граничит с небрежностью. Автор допускает возвраты и повторы, не утруждая себя проверкой адресов и атрибуций. Примечания должны прежде всего помочь читателю идентифицировать упоминаемые в текстах объекты. Поскольку о некоторых зданиях говорится неоднократно, в комментарии использованы перекрестные ссылки.

21.06.2003

 

Версия для печати