На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Н. Либерман

Зеркало Серебряного века

Вышла в свет хронологическая роспись содержания журнала «Аполлон» (1909–1917)

 

Значение этого издания для того периода нашей культуры, который зовется Серебряным веком, трудно переоценить. Да, начало положил «Мир искусства», чья деятельность, по словам М. В. Добужинского, «всколыхнула сонное царство нашего искусства, которое впадало в крайний провинциализм». Но последний номер этого журнала вышел в феврале 1905 года, а первый номер «Столицы и усадьбы» — в декабре 1913-го. Тематика «Старых годов» (1913–1917) определялась самим названием журнала. И последовательно, заботливо поддерживать, можно даже сказать пестовать новое искусство стал «Аполлон». На его страницах публиковались и ежемесячно подвергались критике не только те, кого впоследствии назовут гениями Серебряного века, но и те, кто составлял второй, даже третий план (а такой «фон» необходим для любого периода в развитии литературы и всегда интересен исследователям). При этом критика исходила как от мэтров (И. Ф. Анненский, Вяч. И. Иванов, С. К. Маковский), так и от коллег-ровесников: постоянные рубрики «Письма о русской поэзии», «Письма о русской беллетристике» вели Н. С. Гумилев, М. А. Кузмин и др. 

Но журнал занимался не одной только литературой — с тем же размахом освещались явления изобразительного искусства, русского и западноевропейского: монографические работы о художниках, каталоги их работ, обзоры выставок, частных коллекций, сведения об аукционах и огромное количество репродукций. Немалое место отдано вопросам театра.

А еще постоянная хроника — из Петербурга и Москвы, из провинции, из европейских стран: дела художественные, театральные, рецензии на новые книги...

Всё это богатство расписано составителем И. Н. Егоровой, а роспись щедро аннотирована. Благодаря этому в указатель вошло много, возможно, забытых имен, что может оказаться для исследователя приятным сюрпризом и немалой помощью.

24.03.2014

 

Версия для печати