На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Колонка редактора

Петербург в судьбе Генриха Шлимана

 

Спецификой биографии Шлимана является разительно поздний переход из коммерции в науку. Перипетии его — сперва дилетантского — подхода к археологии и историческому знанию показывают, однако, что от ошибок не свободны и представители академической науки, даже если их промахи обычно не те же, что у любителей.

Независимое от автобиографических сообщений Шлимана уточнение фактов его жизни и внутреннего развития позволяет пересмотреть исстари ведущиеся, а в последние десятилетия по-новому острые споры о нем как об ученом и человеке.

Используя как старые материалы, так и корреспонденцию, изданную в последние двадцать лет, публикуя и некоторые новые документы, автор показывает: несмотря на скудость источников о русском времени, можно проследить внутреннее развитие Шлимана в этот период и наблюдать уже тогда постепенный рост интереса людей культуры в европейской метрополии, какой тогда являлся Санкт-Петербург, к стремительному коммерсанту-полиглоту.

Издательский дом «Коло» от души поздравляет Александра Константиновича Гаврилова с выходом в свет монографии «Петербург в судьбе Генриха Шлимана», а также всех, кого должна заинтересовать новая книга: историков, антиковедов, знатоков славного прошлого Северной столицы…

В основу труда легли скрупулезные исследования автора на протяжении более чем двадцати лет, десятки публикаций и документов из собраний и фондов европейских архивов и библиотек. Что тут можно еще добавить?.. Что такие книги выходят в свет, должно быть, раз в двадцать лет.

Главное в новой монографии о Генрихе Шлимане (1822–1890) — аналитическое описание русского периода в жизни Шлимана (1846–1866) и его связей с Россией в последующее время. Во Введении и в заключительной части книги автор знакомит читателя с перипетиями изучения Шлимана в международном антиковедении. Биографические обстоятельства используются ради восстановления того, как в русское время в смутном стремлении развивалась творческая личность Шлимана. К концу русского времени Шлиману остается один шаг до обретения великой культурной цели. Полусознательное вырастание «троянского проекта» значительнее той «троянской мечты», по которой Шлиман, будто бы, с детства готовился к открытию Трои; на деле то была ретроспективная иллюзия мечтательного ума.

Независимое от автобиографических сообщений Шлимана уточнение фактов его жизни и внутреннего развития позволяет пересмотреть исстари ведущиеся, а в последние десятилетия по-новому острые споры о нем как об ученом и человеке. Не идеализируя предмет своего исследования, автор находит необходимым снять с Г. Шлимана целый ряд неоправданных нареканий. Ряд несоответствий истине в его сообщениях находит себе объяснение в особенностях его судьбы и в определенных социальных и эпистемологических обстоятельствах. Спецификой биографии Шлимана является разительно поздний переход из коммерции в науку. Перипетии его — сперва дилетантского — подхода к археологии и историческому знанию показывают, однако, что от ошибок не свободны и представители академической науки, даже если их промахи обычно не те же, что у любителей.

В монографии изучается роль автобиографического творчества Шлимана: миф о (будто бы) жившей в нем с детства «троянской мечте» способствовал его необыкновенной популярности в тайном соседстве с «немецким мифом», но не пониманию того примечательнейшего развития, какое имело место на деле. Различение «троянской мечты», т. е. ретроспективного самоосмысления и литературного творчества Шлимана, и его же «троянского проекта», т. е. того многообразного развития, без которого его подлинные достижения были бы невозможны, автор настойчиво вводит в научный оборот, развивая на сильно выросшем материале идеи чл.-корр. Российской Академии наук, медиевиста и теоретика культуры Д. Н. Егорова, книжка которого о Г. Шлимане (1923) была переведена на немецкий язык в 1998 г.

Используя как старые материалы, так и корреспонденцию, изданную в последние двадцать лет, публикуя и некоторые новые документы, автор показывает: несмотря на скудость источников о русском времени, можно проследить внутреннее развитие Шлимана в этот период и наблюдать уже тогда постепенный рост интереса людей культуры в европейской метрополии, какой тогда являлся Санкт-Петербург, к стремительному коммерсанту-полиглоту. Именно к этой среде принадлежала (когда-то купеческая) семья Лыжиных и ее Петербургское, часто иностранное окружение; русская семья Шлимана послужила рычагом, поднявшим его из многонациональной среды крупных коммерсантов в многоязычную культурную среду Петербурга, отношения с которой — то в положительной, то в негативной форме — подтолкнули вечно стремящегося наверх мекленбуржца к тому, чтобы с величайшим напряжением сил искать успеха в исследовании различных мировых культур. Автор показывает, что основные предпосылки «троянского проекта» приходятся на сформировавшие Генриха Шлимана русские годы: Троя по существу обретена в Петербурге.

13.09.2007

 

Версия для печати